Сегодня начинается наше путешествие. Я поднялся в 4 часа утра, чтобы проверить снаряжение и упаковать в рюкзак продукты на дорогу. Состояние взволнованное, ближе к тревожному. Что нас ждет в горах? Мысленно проигрывая возможные сценарии похода, этим вопросом задаюсь каждый раз перед началом путешествия. В 6 часов с сотового телефона позвонил Игорь и сказал, что ждет меня в микроавтобусе у подъезда.
Из всех ребят, с которыми мы собрались в поход, отказался идти только Сергей. Он назвал уважительную причину. И хотя за два дня до отъезда пришлось перераспределять продукты и менять часть снаряжения, подготовка завершилась без особых проблем.
Из города выехали только в 8 часов. Пока заезжали за ребятами и заправлялись горючим, прошло много времени.
В салоне микроавтобуса сонное царство: сказалось тревожное ожидание начала путешествия. Миша признался, что собирал рюкзак до трех часов ночи, а потом не смог уснуть. Наверное, девочки не выспались по той же причине. Я сидел рядом с водителем, и мы, глядя на завораживающий бег дороги, изредка перебрасывались фразами.
К обеду проехали Абакан, а к 16–ти часам миновали село Ермаковское. Затем мимо промелькнули домики Григорьевки. Вскоре начались подъемы. Микроавтобус неплохо справлялся с возросшей нагрузкой, поднимаясь на перевал по серпантину дороги. К началу маршрута мы должны были приехать засветло.
Мои спутники, утомившиеся от долгого пути, наконец оживились и приникли к окнам машины. Панорама неожиданно распахнулась далью с зубчатым горным массивом. Вот они, долгожданные Ергаки.
– Остановись ненадолго, – прошу друга, – пусть ребята посмотрят на район путешествия.
Микроавтобус остановился на площадке, откуда можно было увидеть главные пики хребта Ергаки. Ребята вышли на обочину, разминая ноги, затекшие от долгого сидения.
– И мы туда пойдем? – с сомнением и некоторым страхом спросила Юля. – На фотографиях все было не так.
– Мы обойдем этот район вокруг. Вспомните, что нам нужно пройти около ста километров.
– Не верю! – глядя на грандиозные пики, взметнувшиеся ввысь, с восторгом и сомнением качает головой Юля.
– Воздух, какой! – обратила Ирина внимание ребят.
Ровный прохладный ветер трепал волосы. Свежестью, запахами альпийских лугов и кедровой тайги он будил воображение и волновал сердце, предвещая долгожданную встречу с красотой Природы.
Быстро миновали участок дороги, прикрытый от частых камнепадов мощным железобетонным пандусом. Пока проезжали Ойский перевал, рассказывал приникшим к окнам ребятам историю Усинского тракта. Раньше он проходил через станцию Оленья речка и Буйбинский перевал. За двадцать лет я видел, как этот участок тракта строили и спрямляли. Как в 1985 году наводнением были разрушены мосты и во многих местах размыло полотно дороги.
– После Буйбинского перевала будет Тормозаковский мост. От него туристы заходят вдоль реки Нижняя Буйба до Радужного озера.
– Почему так мост называется? – повернулась от окна Юля.
– Я спрашивал у водителей-"дально-бойщиков". Одни говорили, что здесь разбился шофер Тормозаков. На старых картах этот мост так и назывался Тормозаков. Другие именовали его Тормозным или Тормозак, потому что перед старым мостом был поворот. Чтобы вписаться в него после спуска, нужно было тормозить. В этом месте разбилось несколько машин, не попавших на мост. Во время строительства нового моста ошибку исправили и дорогу спрямили, а название осталось старым.
– Мы от него пойдем? – оторвался от созерцания горного пейзажа Миша.
– По хорошим тропам к хребту Ергаки есть три традиционных захода. Первый я уже назвал. Второй, самый популярный, начинается от моста через речку Тушканчик. Третий, которым чаще пользуются рыбаки, пролегает вдоль ключа Подъемного и, после скотопрогонного перевала, вдоль речки Верхняя Буйба ведет до Большого Буйбинского озера.
– Нам нужен 622–й километр, – напоминаю водителю, когда микроавтобус на высокой скорости спустился к Тормозаковскому мосту.
- Мост через речку Тушканчик раньше был на 610–м километре, – отвечает Игорь, – помнишь, с одной стороны столба было 611, а с другой 610.
– Дорогу много раз ремонтировали и спрямляли, перенося километровые столбы.
– Откуда ведут счет километров? – поинтересовалась Юля.
– Отсчет начинается от главпочтамта Красноярска. В реестре дорог России этот маршрут значится как магистральная федеральная автомобильная дорога М–54. Она связывает города Красноярск, Абакан и Кызыл с границей Монголии. Усинский тракт входит в эту дорогу. Изначально в 1917 году тракт был построен как гужевой между Абаканом и Кызылом. После реконструкции с 1932 года по нему пошли автомобили. С 1966 года после постройки дороги Красноярск – Дивногорск – Черногорск – Абакан, появилась автомобильная связь нашего краевого центра со столицей Тывы. В настоящее время дорога до границы с Монголией имеет протяженность 1069 километров.
– А почему тракт Усинским называется?
– Ус - это правый приток Енисея. На протяжении 60–ти километров дорога проложена вдоль его берегов. Ущелье реки разрезает горный массив Западных Саян и является главным связующим звеном тракта. А название реки монгольское, в переводе ус, усу, усун – "вода", "река". Название это сохранилось, по видимому, со времен нашествия в XIII в. Чингисхана и Чингисидов в пределы минусинского края. Тракт проложен по старым путям и дорогам, на которых еще и сейчас можно встретить остатки древних мостов.
Высадив нашу компанию после моста через речку Тушканчик, Игорь попрощался и поехал обратно. В общей сложности чистое время, затраченное на дорогу, составило немного больше восьми часов. Проводив водителя, мы спустились к речке Нижняя Буйба, и на полянке поставили палатки.
Итак, поход начался. |